| Бальный танец -
танец, предназначенный для общественных развлечения. Исполняется парой или
большим количеством участников на танцевальных вечерах или балах. Бальный танец
возник в XV в. в Италии, затем распространился во Франции, которая в XVI-XVII
вв. стала его законодательницей. Первоначально бальный танец не имел четко
установленной формы. Преобладали так называемые "низкие танцы" (бас-данс), часто
в виде шествий, сопровождаемые пением танцующих или игрой на лютне, флейте,
тамбурине, арфе, трубе. Через искусство жонглеров и труверов на балы проникали
народные танцы, приспособлявшиеся исполнителями к чопорности и этикету двора.
Обычно танцы объединялись попарно, например, эстампида или бас-данс с
сальтарелло, павана с гальярдой, пассамеццо с гальярдой, курантой или канари.
Большой популярностью в Италии и особенно во
Франции пользовались бранль и вольта. В XVII в. бальный танец распространился по всей
Европе. Популярными бальными танцами стали бурре, гавот, аллеманда, чакона,
жига, сарабанда. Господствующее положение занял менуэт. В XVIII в. появились новые, более свободные
танцы паспье, мюзет, ригодон, контрданс, экосез, лендлер. После Великой
французской революции бальный танец утратил аристократически-величавый характер.
Получили распространение лансье, лендлер, мазурка, полонез, галоп, канкан,
полька, полска, котильон, чардаш. С середины XIX в. самым популярным бальным
танцем стал вальс. В конце XIX-начале XX вв. значительное влияние
на развитие бального танца оказали страны Северной и Южной Америки. Появились
тустеп, уанстеп, блюз, фокстрот, квикстеп, чарльстон и другие, затем бостон,
танго, а после I-ой мировой войны - румба, самба. Для современного бального
танца характерна импровизация, танцующие свободно варьируют бальные па. Со
второй половины XX в. интерес к импровизационным танцам значительно возрос.
Большинство бальных танцев 60-70-х гг. - танцы свободной композиции (твист и
другие).
Аллеманда (франц. allemande, буквально - "немецкая", danse
allemande - "немецкий танец") - старинный танец немецкого
происхождения. Как бытовой и придворный танец аллеманда появилась в
Англии, Франции и Нидерландах в середине XVI в. Размер двудольный, темп
умеренный, мелодика плавная. Во второй половине XVIII в. под названием
"аллеманда" распространился новый немецкий танец в быстром темпе,
музыкальный размер 3/4. Англез
(франц. anglaise, danse anglaise - "английский танец") - общее название
различных народных танцев английского происхождения в Европе (XVII-XIX вв.). По
музыке близок к экосезу, по форме - ригодону. Бас-данс
(франц. basse danse, буквально - "низкий танец") - придворный танец второй
половины XV - начала XVI вв. Был известен во Франции, Нидерландах и Италии.
Происхождение названия не вполне ясно. Размер обычно четырехдольный, темп
медленный или умеренный. Непосредственно за бас-дансом нередко следовал быстрый
танец в трехдольном размере (гальярда, сальтарелло и другие). Бостон (boston
по названию города Бостон в США), вальс бостон - американский салонный танец
лирического, часто сентиментального характера. Разновидность медленного вальса.
Музыкальный размер 3/4. Возник в конце XIX в., был популярен в Америке и Европе
в 1920-х гг. Для бостона характерна пауза на третьей доле аккомпанемента.
Мелодическое начало бостона преобладает над ритмическим, темп то ускоряется, то
замедляется. Бранль
(франц. branie - "качание", "хоровод") - старинный французский танец, вначале
народный, позже бальный. Был распространен во многих европейских странах под
различными названиями (бран, брандо, браул). В XVI-XVII вв. возникли
многочисленные разновидности бранля, отличавшиеся по хореграфии, структуре,
метру, ритму, темпу, в том числе "двойной бранль" (Branie double), "простой
бранль" (Branie simple), "веселый бранль" (Branie gay). К началу XVIII в. бранль
исчез из танцевальной и музыкальной практики. Бурре
(франц. bourree, от bourrer - "делать неожиданные скачки") - старинный
французский народный танец. Возник около середины XVI в. В различных районах
Франции бытовали бурре двудольного и трехдольного размеров с острым, часто
синкопированным ритмом. С XVII в. бурре - придворный танец с характерным четным
размером (alla breve), быстрым темпом, четким ритмом, затактом в одну тактовую
долю. В первой половине XVIII в. бурре - один из популярных европейских танцев.
Вальс
(франц. valse, нем. Walzer, от walzen - "кружиться в танце") - парный танец,
основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением, один из
самых распространённых бытовых музыкальных жанров. Музыкальный размер обычно
3/4, темп умеренно быстрый. В 70-х гг. XVIII в. словом "вальс" называли
крестьянский танец некоторых областей Южной Германии и Австрии (лендлер),
который с начала XIX в. стал популярен во всех слоях общества этих стран.
Особенно интенсивно развивался в Вене сначала в творчестве Штрауса-отца, а
позднее его сыновей Йозефа и особенно Иоганна, прозванного "королем вальсов".
Были также распространены различные варианты французского вальса, состоявшего из
трех частей различного темпа и в размере не только 3/4, но и 3/8, 6/8. Новый вид вальса - вальс-бостон,
пришедший в Европу в 1920-х гг. из Северной Америки (называвшийся также
"английским вальсом", "медленным вальсом"). Характерные черты вальса - лиризм,
изящество, пластичность в сочетании с ритмической формулой - позволяют говорить
о вальсовости как о жанровом признаке. Вольта (итал.
volta, от voltare - "поворачивать") - старинный парный танец, разновидность
гальярды. Возник, по-видимому, в Италии, наибольшее распространение получил в
Провансе. Темп быстрый, размер трехдольный. Во второй половине XVI-начале XVII
вв. был популярен в придворном быту многих европейских стран, особенно во
Франции и Англии, позднее вышел из употребления. Гавот
(франц. gavotte, от прованс. gavoto, буквально - "танец гавотов", жителей
области Овернь во Франции) - старинный французский народный танец. Музыкальный
размер 4/4 или 2/2, темп умеренный. В XVI в. термином "гавот" обозначали
последование нескольких двойных бранлей, а также заключительную часть некоторых
сюит бранлей. В XVII в. гавот стал придворным танцем, приобрел грациозный и
жеманный характер, около 1830 г. вышел из употребления (сохраняется в провинции,
особенно в Бретани). Типичная форма гавота XVIII в. - трехчастная da саро,
иногда средней частью гавота является мюзет. Галоп
(франц. galop, от франкск. wahl-hlaup - "кельтская рысь", waia-hlaupan - "хорошо
бежать", нем. Galopp, Galopade, Galoppwalzer) - бальный танец XIX в. Исполняется
в стремительном скачкообразном движении. Музыкальный размер 2/4. Характерны
четко очерченная мелодия, сложная трехчастная форма с одним, иногда двумя трио и
со вступлением из нескольких тактов одного аккомпанемента (иногда и перед трио).
Возник галоп, по-видимому, в Германии, в 1820-х гг. появился во Франции, затем
как бальный танец распространился по всей Европе. Гальярда (итал.
gagliarda, франц. gaillarde, буквально - "веселая", "бодрая") - старинный
парный, реже сольный танец. Возможно, происходит из Северной Италии. Был
распространен в Европе с конца XV в. по XVII в. Нередко ошибочно отождествлялся
с романеской. Для гальярды XVI в. характерны трехдольный метр, умеренно быстрый
темп, аккордовый склад, пунктирный и синкопированный ритм. Гальярда часто
исполнялась после паваны. Последование этих контрастирующих танцев являлось
наиболее распространенным видом сюиты. С середины XVI в. гальярда известна в как
самостоятельный танец, была особенно популярна в Англии и Италии. Жига (джига)
(франц. gigue, англ. jig, нем. Gigue) - быстрый старинный народный танец
кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. Первоначально жига была
парным танцем. В XVII в. танец стал популярным в странах Западной Европы. Кадриль
(франц. quadrille, от испан. cuadrilla, буквально - "группа из четырех человек",
от лат. quadrum - "четырехугольник") Танец, распространенный у многих
европейских народов. Строится из расчета четырех пар, расположенных квадратом.
Музыкальный размер, как правило, 2/4, состоит из 5-6 фигур, каждая имеет свое
название и сопровождается особой музыкой. С конца XVII до конца XIX вв. кадриль
была одним из самых популярных салонных танцев. В народном быту существует под
разными названиями - "русская", "украинская", "белорусская" , "литовская",
"латышская", "эстонская кадриль". Самобытна "русская кадриль" с ее
многочисленными местными вариантами: "московская", "калининская", "волжская",
"уральская", старинные кадрили Ярославской области. Разновидность кадрили - народные танцы "шестера", "восьмера",
"четвера" (Урал и северные области России). Канари
(франц. canarie, итал. и испан. canario) - бальный и сценический танец.
Пользовался популярностью во Франции и Италии в XVI-XVII вв. По-видимому,
происходит от народного танца Канарских островов, проникшего во Францию через
Испанию. Темп быстрый, музыкальный размер 3/8, 6/8 или 3/4. Состоит из двух
повторяющихся периодов по 8 тактов. В XVII в. вошел в профессиональную музыку,
сблизившись с жигой. Канкан
(франц. cancan, от canard - "утка") - французский танец алжирского
происхождения, род контрданса (называемый также парижской кадрилью). Возник в
Париже в 1930-х гг. Размер 2/4. Темп энергичный, подвижный. Характерные па:
выбрасывание ноги, высокие прыжки. Широко использовался во французской
классической оперетте. Контрданс
(франц. contredanse, от англ. country dance, буквально - "деревенский танец") -
старинный английский танец. Впервые упоминается в литературе в 1579. Возможно
участие в контрдансе любого количества пар, образующих круг (round) или две
противоположные линии (longways) танцующих. Музыкальные размеры 2/4 и 6/8. В
XVII в. контрданс появился в Нидерландах и Франции, получив наибольшее
распространение в середине этого века, оттеснив менуэт. Общедоступность, живость
и универсальность (в противоположность придворным танцам) сделали его в
XVIII-XIX вв. популярным в Европе (в том числе и в России). Возникли
многочисленные разновидности контрданса: кадриль, гросфатер, экосез, англез,
тампет, лансье, котильон, предур и другие. К середине XIX в. котильон утрачивает
популярность, нo сохраняется в народном быту (Англия, Шотландия). Возрождается в
XX в. Котильон
(франц. cotillon) - бальный танец французского происхождения, близок контрдансу.
Известен с XVIII в., получил распространение в середине XIX в., в том числе - в
России. Музыкальной основой служили популярные танцы (вальс, мазурка, полька).
Исполнялся всеми участниками в конце бала. Куранта
(франц. courante, буквально - "бегущая") - придворный танец итальянского
происхождения. Получил распространение на рубеже XVI-XVII вв. Первоначально имел
музыкальный размер 2/4, ритм пунктирный. Позднее появились два вида куранты:
французская и итальянская (corrente). Отличительными чертами французского вида
куранты являются умеренный темп, размер 3/2 или 6/4, частая смена ритмических
группировок, характер торжественный, плавный, итальянского вида - быстрый темп,
постоянный музыкальный размер 3/4 или 3/8. В профессиональной музыке сохранялась
до первой половине XVIII в. Лендлер
(нем. Landler) - австрийский и немецкий народный парный круговой танец. Слово
"лендлер" переводят как "деревенский танец" (от нем. Land - "сельская
местность", "деревня"), однако, вероятно, происхождение связано с названием
местности в Австрии - Ландль (Landl). Музыкальный размер 3/4 или 3/8, темп
умеренный, движения с прыжками. Под названием "лендлер" к началу XIX в.
объединились многочисленные разновидности австрийских и немецких народных
танцев, известных по хореографическим описаниям с XVI в. Лендлер как жанр
популярен со второй половины XVIII в. Использовался венскими композиторами,
часто фигурировал в их произведениях под названием "немецкий танец". Мазурка
(польск. mazurek, также mazur, от названия жителей Мазовии - "мазуры", у которых
впервые появился этот танец) - польский народный танец. Музыкальный размер 3/4
или 3/8, темп быстрый. Часты резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и
на третью долю такта. В XVII в. мазурка вошла в цикл польских крестьянских
танцев (так называемый "сельский бал"). В XIX в. мазурка получила
распространение как бальный танец в других странах Европы. Постепенно слилась с
обереком. Мазурке принадлежала огромная роль в процессе утверждения самобытности
польской музыкальной культуры. Менуэт
(франц. menuet, от menu - "маленький", "мелкий", menu pas - "маленький шаг") -
старинный французский народный танец. Произошел от "бранля Пуату" (народный
хороводный танец провинции Пуату). При Людовике XIV стал придворным танцем
(около 1670 г.) Музыкальный размер 3/4. В России появился в начале XVIII в.
(менуэт танцевали на ассамблеях Петра I). Мюзет
(франц. musette, основное значение - "волынка", от старо-франц. muse - "дудка")
- французский старинный народный танец. Музыкальный размер 2/4, 6/4 или 6/8.
Темп быстрый. Исполнялся под аккомпанемент волынки, отсюда название. В XVIII в.
вошел в придворные оперно-балетные дивертисменты. Павана (испан.
и итал. pavana) - танец, распространенный в XVI в. в Европе. По одной из версий,
павана, или падуана (итал. padovana), появилась в г. Падуя, по другой - танец
испанского происхождения, наименование которого - от латинского pavo (павлин) -
связано с торжественным и горделивым характером танца. В начале XVI в. павана
стала одним из самых популярных придворных танцев. Для паваны характерны
четкость строения, нередко квадратность метроритмической структуры,
преимущественно аккордовое изложение, иногда расцвеченное пассажами. Музыкальный
размер 4/4, 4/2, темп медленный. Со второй половины XVI в. до конца XVII в.
павана существовала как самостоятельная инструментальная пьеса. Нередко
объединялась в сюитное последование с бысгрыми трехдольными танцами - гальярдой,
сальтарелло, пивой. Паспье
(франц. passe-pied) - старинный французский танец, возникший, по-видимому, в
Северной Бретани. В народном быту музыка танца исполнялась на волынке или
пелась. С середины XVII в. паспье стал придворным танцем. Музыкальный размер
придворного паспье 3/4 или 3/8, начинается с затакта. Паспье близок к менуэту,
но исполнялся в более быстром темпе. Включался в инструментальную сюиту между ее
основными танцевальными частями (обычно между сарабандой и жигой). Пассакалья (итал.
passacaglia, испан. pasacalle, от испан. pasar - "проходить" и calle - "улица")
- песня, позднее танец испанского происхождения, первоначально исполнявшийся на
улице в сопровождении гитары при отъезде гостей с празднества (отсюда название).
В XVII в. пассакалья получила распространение во многих европейских странах и,
исчезнув из хореографической практики, стала одним из ведущих жанров
инструментальной музыки. Ее определяющие черты: торжественно-траурный характер,
медленный темп, трехдольный метр, минорный лад. Пассамеццо (итал.
passamezzo) - старинный итальянский танец. Происхождение названия не
установлено. Возник в начале XVI в., вскоре обрел известность и за пределами
Италии. По музыкальному стилю близок паване, которую он вытеснил с ее
традиционного первого места в танцевальной сюите. Сложились определенные
гармоничные модели пассамеццо - "старинный" (antico) и "временный" (moderno).
Равномерная ритмическая пульсация аккордов (гармоническая формула пассамеццо)
сочетается с фигурационной, нередко виртуозной мелодической линией. Обе
гармонические формулы не встречаются в источниках ранее 1540 г. Во второй
половине XVI-XVII вв. пассамеццо создаются лишь на основе двух главных
разновидностей. Полонез (от
франц. danse polonaise - "польский танец") - польский танец. Другое название -
"польский". Развился на основе народного "пешего" (chod zony) танца-шествия
степенного, торжественного характера. Первоначально был четырехдольным,
сопровождался небольшим инструментальным ансамблем. В XVIII в. распространился
по всей Европе. Полонезом открывались торжественные танцевальные вечера и
придворные балы. В процессе эволюции стал трехдольным (goniony). Полска
(швед. polska) - шведский и финский народный танец польского происхождения в
трехдольном или двудольном метре, по ритму близкий мазурке. В Швеции известен с
конца XVI в. как крестьянский танец, в Финляндии - несколько позже. С начала
XVIII в. стал бальным танцем. В XIX в. вытеснен вальсом, но остался одним из
любимых танцев деревенских жителей. Полька (чеш.
polka) - один из наиболее популярных чешских национальных танцев. Другое
название польки - нимра, мадера. Предполагается, что слово "polka" связано с
возросшим интересом к Польше во время Польского восстания 1830-31 гг. Согласно
другой точке зрения, название происходит от чешского pulka - "полшага". Полька
обобщила типичные черты танцевальной культуры Чехии. Живой и простой по форме
танец в начале XIX в. стал популярен в Словакии, Сербии, Венгрии, Австрии, с
1840-х гг. распространился по всей Европе как бальный танец. Ригодон
(франц. rigaudon, rigodon) - французский танец. Музыкальный размер 2/2, alla
breve. Включает 3-4 повторяющихся раздела с неравным количеством тактов. Получил
распространение в начале XVII в. Название, согласно Ж.Ж.Руссо, происходит от
имени его предполагаемого создателя Риго (Rigaud). Представляет собой
видоизменение старинного южнофранцузского народного хороводного танца. Рок-н-ролл
(англ. rock'n'roll, rock and roll, буквально - "раскачиваться и вращаться") -
песенно-танцевальная форма, возникшая в США в начале 1950-х гг. В основе
рок-н-ролла - упрощенный вариант негритянской танцевальной бытовой музыки "ритм-энд-блюз"
в сочетании с элементами "кантри-энд-вестерн", "буги вуги" и стиля диксиленд.
Рок-н-ролл дал жизнь новым танцевальным жанрам рубежа 50-60-х гг. (твист, шейк,
мэдисон, джайв). Румба (испан.
rumba) - афро-американский песенно-танцевальный жанр. Современная румба
сложилась на Кубе в среде городских и отчасти сельских негров. Румба включает
пение солиста, реплики хора и собственно танец (мимико-акробатический
импровизированный) под аккомпанемент ударных и шумовых инструментов. Танец
исполняется парой или солистом в центре круга зрителей и музыкантов. В
музыкальном отношении представляет собой многократное повторение, обычно
вариантное, 8-тактового периода. Музыкальный размер двудольный, ритм
остросинкопированный, с акцентами на слабых долях такта, темп от умеренно
подвижного до быстрого. В конце 1920-х гг. румба получила распространение в США
и странах Европы как эстрадно-бытовой танец. Разновидности румбы - иамбу,
гуагуанко, колумбия. Сальтарелло
(итал. sattarello, от saltare - "прыгать") - итальянский танец народного
происхождения, подвижный, трех- или шестидольный, с прыжками. Близок гальярде,
турдиону, куранте, вольте. Исполнялся парой танцоров под аккомпанемент гитары и
тамбурина. Включал быстрые двойные шаги, которые прерывались поклонами,
приходящимися на кадансы (заключительные мелодические обороты). Наиболее ранние
образцы сальтарелло относятся к XIV в. В XV-XVI вв. сальтарелло - часть
танцевальной сюиты, следующая за умеренным (неторопливым) плавным танцем в
четном размере (бас-данс, аллеманда, пассамеццо, павана). Самба (samba)
- 1) афро-бразильский парный танец. Сопровождался пением (солист и хор) и
ударно-шумовыми инструментами. Музыкальный размер 2/4, ритм
остросинкопированный. С середины XX в. танец не исполняется. 2) Современный
бразильский танец городского происхождения. Появился в начале XX в. Музыкальный
размер 2/4, темп подвижный. Сопровождается пением и инструментальным ансамблем.
3) Бразильская песня, основанная на тех же мелодических и ритмических элементах,
что и танец, но менее подвижная и более лиричная. 4) (zamba) - название
самакуэки (креольского танца) в Аргентине и Перу. Сарабанда (испан.
zarabanda) - старинный испанский танец. Упоминается с 1569 г. В 1583 г. запрещен
в Испании. В эпоху Возрождения исполнялся озорно, темпераментно под
аккомпанемент барабана, кастаньет, гитары, сопровождался пением. Музыкальный
размер 3/4. Сарабанда 1618 г. в Испании - придворный танец, приобрел
торжественный, величественный характер. Во Франции с середины XVII в. сарабанда
уподобилась менуэту, получила распространение также как инструментальная пьеса.
Введение в качестве номера в оперу и балет способствовало кристаллизации ее
жанровых признаков, хотя в XVII в. в европейский странах сосуществовали
различные виды сарабанды (в характере торжественного шествия и более подвижный).
С середины XVII в. стала постоянной частью инструментальной танцевальной сюиты,
исполнялась перед жигой. Для жанра сарабанды характерен трехдольный метр (3/4
или 3/2) с акцентом на второй доле такта, медленный темп. Танго (испан.
tango) - 1) Андалусийское танго (tango andaluz) - шуточная, иногда сатирическая
уличная песенка, популярная в Севилье в 1850-80-х гг. Андалусийское танго имеет
общие черты с кубинской хабанерой, распространившейся в Испании около середины
XIX в. В конце 1870 - начале 1880-х гг. андалусийское танго проникло в
Аргентину. 2) Креольское танго (tango cnollo), или танго портеньо (tango porteno,
то есть буэносайресское танго ), возникло в Буэнос-Айресе и его пригородах в
1880-х гг. от смешения мелодических и ритмических элементов андалусийского
танго, кубинской хабанеры и аргентинской милонги. Поначалу было песней, в конце
1880-х - начале 1890-х гг. приобрело хореографию, близкую хабанере и милонге,
превратившись в парный танец типа контрданса. 3) Аргентинское танго (tango
argentine) - парный танец, сложившийся в Буэнос-Айресе в конце 1890-х гг. в
результате изменения хореографии креольского танго. В 1910 аргентинское танго
проникло в Париж (где и получило название "аргентинское танго"), откуда,
усовершенствованное хореографами, распространилось повсеместно как салонный и
эстрадно-бытовой танец. Твист (англ.
twist, буквально - "кручение") - современный танец. Относится к танцам группы
рок-н-ролла. Отличается быстрым темпом, четким ритмом. Музыкальный размер 4/4,
сильные доли акцентированы. Приобрел известность с начала 1960-х гг. благодаря
американскому певцу и танцору Ч. Чекеру, исполнявшему песню "The Twist" X.
Бэлларда (1960). К началу 70-х гг. распространился среди молодежи во многих
странах мира. Тустеп
(англ. two-step, от two - "два" и step - "шаг") - танец, распространившийся
около 1900 г. в США, затем в странах Европы. Для него характерны быстрый темп,
маршеобразность, двудольный метр (2/4), по ритму близок польке. Был вытеснен
уанстепом в 1910-е гг. Уанстеп
(англ. one-step, от one - "один" и step - "шаг") - быстрый маршеобразный танец.
Возник на основе упрощенных танцевальных движений тустепа. Распространился с
1910 в США, затем в странах Европы в различных вариантах. Музыкальный размер
2/4, реже 6/8. Уанстеп - один иэ предшественников фокстрота. Фокстрот
(англ. foxtrot, от fox - "лиса" и trot - "быстрый шаг") - бальный танец. Возник
из регтайма, тустепа и уанстепа в США, в 1910-х гг. распространился в Европе.
Темп умеренно быстрый, музыкальный размер 4/4, ритмика маршеобразная,
синкопированная. В 1920-х гг. происходит разделение на "быстрый фокстрот" (quick
foxtrot), или квикстеп (quickstep - "быстрый шаг"), и обычный фокстрот в
умеренно быстром движении, который стали называть "медленный фокстрот" -
слоу-фокстрот (от англ. slow - "медленный"). Фокстрот породил также другие танцы
с элементами джазовой музыки, например, чарльстон, шимми. Фолия
(португ. folia, буквально - "шумное веселье") - народный танец и танцевальная
песня португальского происхождения. Впервые упоминается в XV в., была
карнавальным танцем, подобным мореске. Исполнялась мужчинами в женских костюмах,
сопровождалась погремушками, кастаньетами и другими инструментами, производящими
шум. Музыка ранних фолий быстрая и темпераментная, с преобладанием мажора.
Позднее по своему строю фолия приблизилась к сарабанде, мажор сменился минором,
темп замедлился. В конце XVI - начале XVII вв. популярна не только в Португалии
и Испании, но и в других странах Западной Европы, как танец любовного
содержания, сопровождавшийся игрой на гитаре. Музыкальный размер 3/4. Чакона (испан.
chacona, итал. claccona, возможно, звукоподражательное происхождение) -
первоначально народный танец, известный в Испании с конца XVI в. Музыкальный
размер 3/4 или 3/2, темп живой. Сопровождался пением и игрой на кастаньетах. Со
временем чакона распространилась по Европе, стала медленным танцем величавого
характера, как правило, в миноре, с акцентом на второй доле. В Италии чакона
сближается с пассакальей. Чакона имеет много общего также с сарабандой, фолией,
английским граундом. Темы чаконы небольшие (4-8 тактов), с ясной
танцевально-метрической основой. В XX в. чакона практически перестала отличаться
от пассакальи. Чардаш
(венг. csardas) - венгерский народный танец. Музыкальный размер 2/4 или 4/4.
Состоит из двух контрастных частей - медленной, патетической, сопровождающей
мужскую круговую пляску (венг. lassu), и быстрой, стремительной (венг. friss),
сопровождающей зажигательную парную пляску. Для чардаша характерны острая, часто
синкопированная ритмика, виртуозная импровизация. С 30-х гг. XIX в. был наиболее
популярен как бальный танец, как народный танец существует в Венгрии и поныне.
Чарльстон
(англ. Charleston) - бальный танец. Возник в 1922 в г.Чарлстон (США, штат Южная
Каролина, отсюда название). Основой чарльстона послужили танцы из негритянских
ревю. По происхождению связан с джазом и регтаймом, представляя собой быструю
разновидность фокстрота. Музыкальный размер 4/4, ритм синкопированный. Был
популярен в США и Европе до конца 1930-х гг. и в 1960-70-х гг. Шимми (англ.
shimmy, буквально - "рубашка") - бальный танец американского происхождения.
Название связано с характерными движениями танцоров, словно пытающихся стряхнуть
с плеч свои рубашки. Был популярен в начале 1910-20 х гг. в США. Музыкальный
размер 2/4. Экосез
(франц. ecossaise, danse ecossaise - "шотландец") - старинный шотландский
народный танец. Первоначально музыкальный размер 3/2, 3/4, темп умеренный,
сопровождался волынкой. В конце XVII в. появился во Франции, затем под общим
названием "англез" распространился по всей Европе (в России при Петре I
назывался "английским танцем"). Позднее стал веселым парно-групповым танцем
быстрого темпа, в двудольном размере. Под названием "экосез" известен с 1726 г.
во Франции, особенно популярен в первой трети XIX в. (как разновидность
контрданса). Музыкальная форма экосеза представляет собой две повторяющиеся 8-ми
или 16-титактовые части.
Нравится
| |