Сам Горский, как и его коллеги,
находился в стаи смутных исканий. По существу для Голейзовского и его
сверстников уроки Фокина и Горского были уже слагаемыми традиций, которые им
предстояло освоить вместе с традициями академического балета и выработать к ним
собственное отношение. Голейзовский всю жизнь называл Горского и Фокина своими
учителями, и после нескольких лет шатаний от одного к другому пришел к
заключению, что эти мастера являются дополнением один другого.
От Горского и Фокина к Голейзовскому
перешло ощущение художнической миссии искусства, понимание значительности
личности его творца. Как традицию и естественную данность воплотил он
началовековский тип художника эрудита, далекий от ограниченного ремесленничества былых затворников академического балета.
Фокин и Горский передали ему понимание этой эрудиции, как наглядной практики –
в музыке, живопись, поэзии, а не стороннего, пассивного их изучения. Но Горский
и Фокин начали художниками «высокой» темы, реформаторами искусства
академического классического балета. Голейзовский – с эстрады.
У Голейзовского деятельность на
эстраде соединялась с исполнительской деятельностью в Большом театре. Практика
эстрады и академической школы многое определила, и многое запутала в искусстве
хореографа. Из-под руки начинающего балетмейстера выходили на эстрадные
подмостки стилизованные под комедию дель арте маски Пьеро, Арлекина, Коломбины,
воплощавшие мечту художников начала века о прекрасной античности Козлоногие и
Нимфы, показывающие эрудицию художника «Танцы разных эпох». В принципе все
первые работы Голейзовского, как и многих его коллег, были окрашены желанием
показать свои знания в различных областях мировой художественной культуры.
Первые опыты Голейзовского
вторили «бродячим» сюжетам и темам его
учителей, но незримо от них отличались. Молодой хореограф сначала работал в
«Интимном театре», потом до самой революции – в «Летучей мыши» Балиева.
Эстрада погружала начинающего
балетмейстера в эстетическое варево времени; академическая школа заявляла на
молодого художника свои права, рождала вероотступнические идеи бунта против ее,
казавшихся ветхо-заветными, скрижалей- так начались педагогические эксперименты
в школе и первые опыты в области танцевального языка. Горский начал реформу
академического балета с сюжета, Фокин – с его структурных форм и стилистики.
Голейзовский очень скоро сфокусировал внимание на реформе лексики. Ей
предшествовали опыты эстрадных пантомимных миниатюр. Постановки «Интимного
театра» и «Летучей мыши» «строились по принципу пантомимы с «раскрытием» и
«проработкой образов»*
В 1919 году Голейзовский сочинил один
из вариантов балета «Маски». Настроение его, скорее трагическое…как дыхание
спящего, отравленного каким-то наркозом, кошмар, которому не будет конца,
оставалось в атмосфере искусства начала века. «Маски» были наполнены лиризмом.
Здесь так же, как в «Прологе» на музыку Н.Менера (1921), в новых танцевальных
формах вспоминались символистические искания одного из учителей Голейзовского в
живописи – М. Врубеля. Тут возникали, как и в «Фавне», образы Вечной Красоты и
стремящегося к ней, ей внимающего героя – на этот раз в обликах Коломбины и
Пьеро.
Коломбина воплощала
кристаллически-чистый облик правды на фоне безобразия, разврата и пошлости.
Замысел спектакля Голейзовского – тема беспомощности и недостижимости красоты в безобразном мире,
трактовка образов Неизвестного и Неизвестной (Коломбины и Пьеро). «Он (Пьеро) немой, она – его звук, его слово» - писал
Голейзовский. «Все в ней – отголосок его слов»- в ней «Незнакомке» Блок. Но
Незнакомка была драмой о несостоявшемся пришествии, о том, что люди,
приближаясь к своей извечной мечте, не смогли сделать ее реальностью…, о
неготовности пересоздать свою жизнь на новых, более высоких началах. Финал
балета Голейзовского декларировал прямо противоположное – красота «спасала
мир».
В современном балетоведении много
писалось и пишется о том, что Голейзовский искал пути сближения с
современностью, опираясь на выявление в
человеке свободного эмоционального начала. Голейзовский мечтал о большой
сцене, в первую очередь о сцене Большого
театра. Но он покинул ее в 1919 году, начал свои эксперименты на малых
сценических площадках и малым
количеством исполнителей, будь то эстрада или создаваемые им экспериментальные
студии, выраставшие в самодеятельные коллективы. Они заставляли хореографа
работать в сольных формах танца, разрабатывать вширь, вглубь, по горизонтали,
вертикали сценическое пространство. Начал Голейзовский не только как художник,
раскрывающий мир индивидуальных чувств и эмоций. Одна из программных его
постановок тех лет «Десятая соната» Скрябина с ее массовыми композициями,
коллективными чувствами – наглядное тому подтверждение. Но когда в распоряжении
балетмейстера оказалась большая сцена, он приходил на нее с багажом,
наработанным на малом пространстве, но значили они в творческом пути хореографа
немало. Впоследствии Голейзовский увлечется широкими полотнами фольклорных
хореографических композиций. Но между ними и номерами для одного, двух, трех,
солистов обнаружится своеобразный водораздел. И решать задачи в массовых и
сольных композициях Голейзов-ский будет разные, и интерес к ним будет
продиктован разными целями. Дело здесь не только в том, что хореографа интересовала
не масса, а индиви-дуальная личность. Действительно, в его искусстве в душе
одного человека отражалось происходящее вокруг, его переживания были
отголосками об-щественных событий. Поэтому само время с его тяготами,
потрясениями, надеждами и откровениями вставало в постановках Голейзовского так
же, как оно встает в работах любого из художников. Голейзовского интересовало
зримое рождение, вызревание эмоций. Для этого не только достаточен, но и
необходим было крупный план, нужно было пристально вглядываться в переливы,
нюансы на пути развития чувства. Здесь обретал свои права танец сольный.
Голейзовский на всю жизнь сохранил
свое понимание, и свои принципы воплощения эмоционального начала. Процесс
рождения и роста страсти, стадии этого процесса остались стержнем его малых и
больших балетов, определили и особенности их хореографической драматургии,
оказались важным этапом на пути становления психологического театра в советской
хореографии, одним из его ответвлений.
В этом ведущем принципе искусства Голейзовского
раскрывались и воплощались поиски хореографом его героев, воплощалась его
творческая тема. На него транспонировались связи героев с мотивами смежных
искусств. С принципом этим связано и популярное в советской балетной литературе
определение Голейзовского как художника – миниатюриста.
Под миниатюрой обычно подразумевается
небольшое произведение строго законченной формы. Для нее характерно «глубокое
содержание при безукоризненно отточенной форме». В литературе миниатюра – это
не только небольшое стихотворение или рассказ, но и одноактная пьеса.
В балете под миниатюрой, как правило,
понимают короткий повремени концертный номер, рассчитанный на малое количество
исполнителей. В музыке – произведение, в котором раскрыт один образ или одна
эмоция, раскрываться они могут в одной
мелодии, а могут средствами многоголосья. Вот такое концентрированное на одной
эмоции или на одном образе внимание, позже – на эмоции, воплощенной в образе, и
отличало постановки Голейзовского.
Своеобразным окликом советской эстрады на запросы времени
оказалась организация мюзик-холлов. Они должны были создавать обозрения, то
есть эстрадные спектакли, в которых отдельные номера объединялись в единое
целое темой или сюжетом. Начав работать в Московском мюзик-холле еще до того,
как стал его главным балетмейстером, Голейзовский фактически попал в близкую
ему стихию. В 1927 году, когда мюзик-холл показывал еще сборные концерты, он
поставил на его сцене «Балетные интермедии сегодняшнего дня». В1928 году из
выпускниц хореографического отделения Техникума имени А. В. Луначарского при
Московском мюзик-холле была организована хореографическая труппа, и ее
возглавил Голейзовский. С ней он поставил балетную часть в обозрении «Чудеса
ХХХ века» (1928).
В том же 1928 году открылся
Ленинградский мюзик-холл. Голейзовский начал работать и там. В Ленинград
перенесены «Чудеса ХХХ» (теперь обозрение
называлось «Чудеса ХХI века»). Им также были
поставлены танцы в ревю «Туда, где льды» (1929), в обозрении «Букет моей
бабушки» (1929), «Шестая мира» (1931). Все эти программы шли с музыкой И.
Дунаевского.
Мюзик-холл с его требованием
разнообразия не только развивал главные мотивы творчества Голейзовского. Он
расширял сферу его творческих поисков, давал хореографу возможность побывать
себя в новых для него танцевальных сферах, продолжать работу над начатым
раньше. В стенах мюзик-холла Голейзовский ставил жанровые сценки. Отзвуком их
стал балет «Советская деревня» (1931) на музыку Б. Бера в труппе
Художественного балета под руководством В. Кригер. Из мюзик-холла вышли его
синкопические «Хореофрагменты» на музыку Дунаевского, ставшие целым отделением
программы, показанной Голейзовским в Большом театре. С мюзик-холлом связан, как
уже говорилось, важный этап его взаимоотношений с фольклором.
Интерес к национальным танцам возник
у Голейзовского с самого начала его творческой деятельности. Тогда они входили
в комплекс его хореографических стилизаций. Сами названия танцев – испанский,
цыганский, восточный, китайский – говорили, что круг интересов балетмейстера ограничивался
материалом уже знакомым академическому балету, ставшим его частью в форме танца
характерного. Со стандартами характерного танца Голейзовский и вступал в спор.
Национальный характер у Голейзовского
рождается из музыки, из знакомства с иконографическим материалом, создавался по
национальным мотивам, пропущенным через смежные искусства. При этом музыкальная
основа для них выбиралась из сочиненной на народной основе профессиональной
музыки – Гранадос, Альбенис. Ей доверялось полностью, через нее возникало общее
с этнографией.
Рождается концертная программа 1927
года, которую Голейзовский показал силами балетных артистов Большого театра. В
ней приняли так же участие и другие исполнители. В программу вошли эксцентрика,
стилизованные испанские танцы, и целое отделение, поставленное на музыку Листа.
Своеобразным продолжением этого концерта стал показанный в 1933 году вечер,
состоявший из трех одноактных балетов. «Дионис» А. Шеншина напоминал танцы
древних эллинов. Причем, авторы балета постарались реставрировать и
воспроизвести движения античных ритуальных танцев. Сам Голейзовский увлекшись
эллинизмом, встречался тогда со знатоками древнего искусства, изучал его и
находил в приобретенных знаниях совершенно неожиданные возможности для
хореографа, а главное акцентировал здоровое начало дионисийских празднеств. В
этом спектакле было очень сильно импровизационное начало. Импровизации на
строго заданную тему рождали своеобразную «свободу в оковах» для исполнителей.
В «Шопене» Голейзовского новая, не
использованная доселе для танца музыка, необычные позы, непрерывность
танцевальной кантилены как бы дополняли, развивали открытия Фокина на ином
музыкальном материале. И подтверждали приверженность хореографа к лирическому
романтизму.
В третьем отделении был показан балет
«Чарда» - свободная композиция, стилизованная в характере плясок придунайских
народностей.
В 1926 году, впервые после Фокина,
Голейзовский обратился к «Половецким пляскам» из оперы Бородина «Князь Игорь».
Фокин создал образ дикой стихийной степной силы – вариант «русского скифства»,
Голейзовский решил воплотить, хотя и
обобщенный, танцевальный образ восточных народностей, охватить «Восток примерно
до Китая». В 1934 году «Половецкие пляски» в его постановке вошли в оперу
«Князь Игорь» в Большом театре.
Одновременно балетмейстер, несмотря на неудачу
с одноактным балетом «Советская деревня» (1931), продолжал работать над русской
хореографией, сочинил либретто балета «Степан Разин». В спектакль должны были
войти обрядовые русские танцы. На основе плясового элемента русского фольклора,
по принципу «Половецких плясок», он хотел создать образ астраханской народной
вольницы. «Разин» поставлен не был. А первым балетом, где элементы русского
народного танца являлись частью его хореографической драматургии, стали
«Партизанские дни» В. Вайнонена на музыку Б. Асафьева (1937).
К пятидесятилетию своей творческой
деятельности Голейзовский создавал вечер хореографических композиций. Молодежь,
только что вышедшая из школы, постоянно занятая в театре, как когда-то на заре
творческой деятельности мастера, начала вместе с ним работать над номерами. С
большим трудом удалось достать помещение. Молодой композитор, студент
консерватории О. Чайгейшвили безвозмездно каждый день играл на репетициях. Так
же рисовались эскизы костюмов, так готовился весь вечер.
И вот, в начале 60-х годов,
Голейзовский вновь заговорил в полный голос. Когда в Концертном зале имени
Чайковского состоялся вечер его хореографических композиций, и когда было
объявлено имя их постановщика, аплодисменты взорвали зал. Это была встреча с
большим искусством, с большой честностью в искусстве, со старейшим советским художником, который через все свое
творчество пронес гуманистические заветы русской культуры.
В свете нового этапа развития
советского балета вечер этот заставил заново взглянуть на творчество
балетмейстера.
В 1962 году искусство Голейзовского
вновь увидело свет рампы Большого театра. На его сцене состоялась премьера
балета «Скрябиниана». Два года спустя – многоактного балета «Лейли и
Меджнун».
И вечера хореографических композиций,
и балеты стали своеобразным итогом творческого пути крупнейшего мастера
советской хореографии. Показали, как, не отказываясь от достигнутого, он искал,
находил и обрел свою тему, свой путь в искусстве, какими нитями связан он с
общим развитием советского балетного театра. В это время в дневниках, заметках
на страницах календаря, в интервью и разговорах Голейзовский все чаще
произносил слова «ассоциации», «ассоциативное мышление»: «Только ассоциативно
мыслящий человек может быть художником», утверждал он. Ни одно искусство
немыслимо без ассоциаций, и когда оно творится и когда воспринимается. Вопрос
только в том, на каких ассоциациях строится творчество того или иного художника,
какой ассоциативный ряд рождает образный строй его постановок.Он начал с ассоциаций в профессиональном искусстве.
Субъективное отношение к увиденному, прочитанному создавало образный строй
ранних постановок балетмейстера. В них
он шел от эрудиции к пластическому впечатлению от узнанного. Позже они
дали ему возможность хореографически воссоздать заложенный в произведение
образ. Изучение истоков фольклора стало для Голейзовского изучением основ
жизни, ее вечных движущих сил и ценностей. Знакомство с фольклором слилось с постижением образов природы. Сами
образы природы или запечатленные в фольклоре стали отправной точкой в создании
его сценических образов. Безымянно вошли в обиход современной хореографии не
только отдельные лексические приемы Голейзовского, но и принципы его построения
образов – требования беспрерывно льющейся танцевальной речи, слияние в ней
изобразительного и выразительного начал, свободной пластики с классическим
танцем и многое другое. Влияние хореографа видно в работах Л.Якобсона,
Ю.Григоровича. Крупнейший американский хореограф Дж.Баланчин так же считает
себя учеником Голейзовского.